24 мая в ДК им. С. Орджоникидзе состоялось торжественное собрание, посвященное празднованию 100-летия со дня рождения основоположника одной из первых советских систем качества – системы КАНАРСПИ – Талгата Фатыховича Сейфи.
Празднование юбилейной даты было призвано еще раз напомнить общественности о вкладе Т.Ф. Сейфи в отечественное авиастроение и обратить внимание на то, что идеи созданной в 60-е годы прошлого века системы качества КАНАРСПИ актуальны и сегодня. Как отметил в своем выступлении директор НАЗ «Сокол» – филиала АО «РСК «МиГ» А.В. Карезин, заложенные в те годы принципы организации производства продолжают развиваться и в настоящее время. «Система, которую основал Сейфи, – сказал А.В. Карезин, – жива, совершенствуется и будет еще долгое время обеспечивать надежность, качество, ресурс авиационной техники. Сегодня мы делаем для этого все возможное. На предприятии идет масштабная реконструкция, модернизация, создание новых испытательных центров, лабораторных комплексов, внедрение в производство цифровых технологий. Это позволяет нам говорить о том, что мы достойно продолжаем дело Талгата Фатыховича Сейфи».
От имени генерального директора Российской самолетостроительной корпорации «МиГ» С.С. Короткова участников собрания со знаменательной датой поздравил заместитель генерального директора по качеству и сертификации АО «РСК «МиГ» А.Ю. Меркулов. В своем выступлении он подчеркнул важность решения задачи по повышению качества авиационной техники как главного фактора, определяющего конкурентоспособность на мировом рынке высокотехнологичной продукции. «Наши самолеты ждут в вооруженных силах России и многих зарубежных стран, – сказал А.Ю. Меркулов. – Мы должны поставить качественную технику, отвечающую требованиям потребителя. Качество должно быть обеспечено с первого самолета и поддерживаться до снятия с эксплуатации. Таковы требования рынка».
В ходе торжественного собрания прошла церемония награждения победителей заводского конкурса научно-технических работ на соискание премии им. Т.Ф. Сейфи и лучших работников в области качества НАЗ «Сокол», а также предприятий города и области.
В торжественном собрании приняли участие: представители Министерства промышленности и торговли РФ (г. Москва), делегация ПАО «ОАК» (г. Москва), заместитель генерального директора по качеству и сертификации АО «РСК «МиГ» А.Ю. Меркулов (г. Москва), заместитель губернатора Нижегородской области Е.Б. Люлин, представители Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей и нижегородских профильных предприятий, а также работники и ветераны Нижегородского авиастроительного завода «Сокол» – филиала АО «РСК «МиГ».
Биографическая справка
Талгат Фатыхович Сейфи родился 19 мая 1916 года. В 1939 году с отличием окончил факультет «Самолетостроение» Казанского авиационного института. После окончания КАИ Т.Ф. Сейфи работал на Саратовском авиационном заводе.
В 1947 году приказом министра авиационной промышленности Т.Ф. Сейфи назначен главным инженером машиностроительного завода «Прогресс» (г. Арсеньев Приморского края).
В 1951 году Т.Ф. Сейфи приказом министра авиационной промышленности переводится на авиационный завод в г. Комсомольске-на-Амуре и назначается на должность главного инженера – заместителя директора.
В 1956 году решением Министерства авиационной промышленности СССР Т.Ф. Сейфи назначается на должность главного инженера Горьковского авиационного завода им.С. Орджоникидзе. Здесь в полной мере раскрылся его талант организатора и ученого, и прежде всего, в связи с техническим перевооружением производства и созданием системы управления качеством – КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс С Первых Изделий), предпосылками к разработке которой стало освоение и выпуск горьковским авиазаводом новых сверхзвуковых самолетов: МиГ-19, МиГ-21, МиГ-25. В дальнейшем система КАНАРСПИ использовалась при создании самолетов МиГ-29, МиГ-31.
Система КАНАРСПИ стала в Советском Союзе первой комплексной научно обоснованной системой качества, которая рассматривала все этапы жизненного цикла продукции как единое целое. Она базировалась на принципах непрерывного улучшения; серьезного внимания к вопросам стандартизации; вовлеченности персонала в работу по улучшению качества; активного взаимодействия с предприятиями-поставщиками и эксплуатирующими организациями по вопросам совершенствования конструкции самолета и повышения технического уровня его эксплуатации, и др.
Благодаря своей универсальности система КАНАРСПИ вышла за рамки одного серийного завода и получила широкое распространение не только на авиастроительных предприятиях страны, но и в других отраслях промышленности: станкостроительной, автомобильной, легкой, радиопромышленности, и др.
Внедрение системы КАНАРСПИ позволило предприятиям:
– сократить сроки доводки изделий до заданного уровня качества в 2-3 раза;
– повысить надежность выпускаемых изделий в 1,5-