21 мая в России отмечается День полярника. История освоения неба в полярных широтах Арктики и Антарктиды неразрывно связана с самолетами марки «Ил».
В 1948 году начались регулярные исследования Центрального полярного бассейна. В районе Северного полюса работали несколько научных экспедиций АН СССР, поэтому ученым приходилось регулярно вылетать в эти районы.
Начало многолетней и успешной эксплуатации «ильюшинских» самолетов в северных широтах было положено 6 мая 1948 года, когда группа из трех самолетов Ил-12, под командованием майора Ивана Севастьянова, выполнила первую посадку на Северном Полюсе.
В марте-апреле 1950 года два Ил-12Д Полярной авиации отбуксировали с подмосковного аэродрома Чкаловский к Северному полюсу два грузовых планера Ц-25. Затем самолеты сели на ледовый аэродром, забрали планеры и отбуксировали их в Красноярск.
Отлично зарекомендовали себя эти самолеты и в Антарктиде. 25 февраля 1956 года экипаж выдающегося полярного летчика Героя Советского Союза Ивана Черевичного выполнил на самолете Ил-12 первый рекогносцировочный полет в район южного геомагнитного полюса земли. А 3 марта 1956 года выполнил полет в район Южного полюса относительной недоступности – т.е., точки в Антарктиде, наиболее удаленной от побережья океана.
Огромную роль при освоении Арктики и Антарктики сыграли самолеты Ил-14. Эти надежные машины поддерживали регулярную связь между Большой землей и полярными станциями, осуществляли доставку людей и грузов, вели разведку льдов и проводку в них морских судов.
В 1962 году был испытан арктический вариант самолета Ил-14П с убирающимся лыжным шасси, который оказался незаменимым в высоких широтах Антарктики. Способность совершать длительные полеты в труднейших метеорологических условиях, в разреженном воздухе, при температурах -70 С и сильном обледенении, возможность взлетать и садиться на ограниченные, в том числе и выбранные с воздуха ледовые площадки, простота в обслуживании определили долгую жизнь этого самолета в советской Полярной авиации. До 1990 года основные воздушные перевозки внутри Антарктиды выполнялись самолетами типа Ил-14.
В конце 50-х годов осваивать северные широты начал самолет Ил-18. В марте 1958 года был выполнен контрольный полет самолета Ил-18 под управлением летчика-испытателя КБ Ильюшина, дважды героя Советского Союза Владимира Коккинаки по маршруту Москва — СП-6 — Москва, положивший начало его регулярным полетам в Арктику.
В декабре 1961 года, в рамках первой воздушной экспедиции турбовинтовых самолетов, Ил-18В под управлением командира экипажа летчика Александра Полякова впервые достиг берегов Антарктиды.
В феврале 1980 года был совершен перелет в Антарктиду на самолете Ил-18Д, положивший начало регулярным полетам самолетов из СССР на ледовый континент. Во время выполнения научной программы по геофизике и метеорологии этот же самолет совершил беспосадочный полет по маршруту «Молодежная» - Полюс Недоступности – Южный географический полюс – «Молодежная». Вернулась в Москву машина 23 февраля 1980 года, преодолев за всю экспедицию в общей сложности 45 660 км.
В феврале 1986 года в Антарктиду был выполнен первый рейс тяжелого транспортного самолет Ил-76ТД. Самолет доставил 58 участников очередной антарктической экспедиц