Во время Великой Отечественной войны совершил 135 боевых вылетов, провел 28 воздушных боев. Гвардии майор. Воевал на истребителя Як-1, Як-7Б, Як-3. В архивных документах зафиксирована победа в воздушном бою над истребителем ФВ-190. Награжден орденом Боевого Красного Знамени, двумя орденами Отечественной воны II степени, двумя орденами Красной Звезды.
"22 февраля 1945-го сели мы в Германии на знаменитом аэродроме Шпратау. И там командир полка Михаил Васильевич Кузнецов (впоследствии дважды Герой Советского Союза) собрал шестёрку, чтобы "поохотиться", "пошакалить", как мы говорили. У нас был боевой командир, летающий.
Взлетели мы, вышли на линию фронта, и вдруг наземная рация передает Кузнецову: "Идет 20 самолётов "Фокке-Вульф-190" бомбить переправу". А тогда же, как раз была Берлинская операция, командующим фронтом был Конев. Сцепились мы с этой группой, разогнали их, семь сбили.
Мы шли выше и встретили их перед линией фронта. Заметив нас, они сразу бомбы сбросили на свою территорию. И начался бой. Ох, как мы тогда крутились-вертелись! Получилось, что "фоккер" как раз передо мной делал разворот - он мне брюхо подставил - мишень! Может быть, немец не сообразил, что делает, там же такая свалка была, что всё перед глазами крутилось. Я как дал по нему! Вот это мой единственный лично сбитый. Конечно, я не видел, как он падает, - там не до того было. Когда прилетели, у командира была огромная дырка в хвосте, у меня в плоскости дырка. Такой бой не забудешь. Мы тогда сели, доложили обо всём, обменялись мнениями, приходим на КП. А там нас уже поздравляют. Недоумеваем: "С чем?" - "С Орденом Красного Знамени". Вот, какая была оперативность командующего фронтом. Нам сразу всем ордена дали за тот бой. Но напряжение там было громадное, их же двадцать, нас шесть. Более напряжённого дня у меня не было за всю войну."
Герои Победы: истории ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла
Это «книга памяти». Это истории людей, которые работали на предприятиях авиастроения в годы войны, которые сражались на воздушных фронтах за штурвалами наших самолётов, дети которых сегодня создают новую авиацию России.


Воевал в 455-м дальнебомбардировочном полку. В ходе Великой Отечественной войны выполнил 184 боевых вылета, в том числе, два – на Дальнем Востоке. Летал на бомбардировщике Ил-4.
27 июня [1941 г.] – третий вылет. Задание такое же — бомбить колонны танков и автомашин западнее Даугавпилса.
"Только я сел в кабину, как подъехал командир полка и дал дополнительное задание пройти вдоль железной дороги до станции Сувалки, разведать скопления эшелонов, обо всем увиденном доложить по радио. Полетели. Облачность на 1200–1400 метров. Я иду под самой нижней кромкой облаков. Как только радист и стрелок сообщают: «Командир, заходит истребитель», я сразу ныряю в облако, изменяю немного курс, через 5–7 минут вываливаюсь. Истребители меня теряют. Дошли до Сувалки. На местном аэродроме подсчитали количество самолетов, доложили на КП и взяли курс домой. Идем. Лечу спокойно, думаю, задание выполнили, летим к дому. Примерно за 3–5 минут до линии фронта закончилась облачность. Я один в открытом небе. Думаю: «Тут нас могут перехватить истребители». И точно. Стрелок-радист кричит: «Справа и слева две пары «мессеров»! Подходят». — «Стреляй!» Он дал одну очередь и замолчал. Стрелка в том вылете у меня не было. По самолету забарабанили пули. Смотрю, в левой консоли крыла здоровая дыра от пушечного снаряда и горит бензобак. Хорошо, что над вражеской территорией я включил подачу СО2 в баки и бак не взорвался. Пламя сначала до хвоста не доставало, а потом все сильнее и сильнее. Увидел большое облако и рванул к нему. Вошел в это облако с правым креном. Тут же резко переложил крен влево. Когда вышел, смотрю, немецкие истребители далеко вправо. Что-то понесло пылью из кабины. Такое бывает, когда штурман откроет люк. Смотрю, штурмана нет. Думаю: «Вот ты гад, без команды прыгнул». Между кабиной летчика и бомболюком плексигласовая перегородка, видно, что висят 10 ФАБ-100. Аварийно сбросил бомбы. Впереди еще облако. Я к нему на полных газах, скорее, чтобы спрятаться. Спрятался. Пролетел какое-то время. Выскочил. Истребителей не вижу.
Я на горящем самолете летел ровно 30 минут! Мне потом никто не верил. Самолет должен был взорваться! И тут как будто бы боженька мне подсказал: «Пора прыгать». Высота 3000 метров. Самолет немного задрал и выпрыгнул. Прошло 4–5 секунд, не больше, и самолет взорвался. Закрыл лицо, чтобы осколки не попали, но повезло — все пролетело мимо.
Впереди меня вспаханное черное поле. День солнечный. Солнце бьет туда. Думаю: «Хорошо бы приземлиться на пахоту». Немножко подтянул стропы. Приземлился так, что даже не упал. А ведь это был мой первый прыжок с парашютом!
Вернулся и снова начал летать."

78 лет назад советские воины-победители поставили финальную точку в кровопролитной войне, окончательно разгромив фашизм. Эта война, по замыслам Гитлера, должна была стать «блицкригом» – молниеносной войной. Фашистские войска, победоносно прошедшие по Европе, были уверены в легкой и быстрой победе на востоке. 1418 дней и ночей полыхали бои...1418 дней и ночей вел советский народ освободительную войну. Долог и труден был путь к Победе. В ходе Великой Отечественной войны Советскими Вооруженными силами было проведено 6 гигантских битв, около 40 наступательных операций, которые заканчивались разгромом вражеских группировок и соединений, тем самым умножая героизм и подвиг солдат и тружеников тыла.
В сознании нашего народа не померкнут бессмертные подвиги героев, в числе которых есть и наши комсомольчане – авиастроители.
КНААЗ гордится двумя Героями Советского Союза – Игнатом Степановичем Хоменко и Петром Семёновичем Шемендюком.
Герой Советского Союза, кавалер ордена Красной Звезды. Хоменко Игнат Степанович старший сержант, механик водитель самоходно-артиллерийской установки.
Родился в 1914 году на Украине. В Комсомольск-на-Амуре приехал в 1932 году по комсомольской путевке в числе первых строителей. Работал на стройке завода, а затем поступил в слесарно-монтажный цех учеником токаря. Здесь, в цехе 8 он овладел токарным делом и стал передовиком производства, рационализатором. В 1939 году Игната Хоменко назначили производственным мастером.
С первых дней войны Игнат Хоменко добивался возможности добровольцем уйти на фронт. В своем заявлении он написал: «Иду добровольно… Прошу направить в действующую армию. Хочу собственными руками уничтожать врагов, посягнувших на нашу свободу, принесших нам большие страдания». 9 мая 1942 года просьбу Игната Степановича удовлетворили. Три месяца он учился в Хабаровске в танковом училище и получил военную специальность механика-водителя самоходного орудия и был направлен на фронт. В ночь на 20 ноября 1943 года, когда советские войска штурмовали г. Черкассы, на улицы города первым ворвался танк, который вел гвардии старший сержант Хоменко. Боевая машина Игната Хоменко с десантом автоматчиков первой достигла железнодорожной станции, а вскоре уже мчалась по улицам города, уничтожая живую силу и боевую технику гитлеровцев.
На подступах к селу Геронимовка взрывом вражеского снаряда И.С. Хоменко был смертельно ранен и вскоре скончался. Здесь его и похоронили.
Позже стало известно, как все случилось… Ноябрь. 1943 год. Десант, захвативший полоску земли на правом берегу Днепра, прорывал оборону гитлеровцев. Действия автоматчиков поддерживала батарея самоходно-артиллерийских установок, в которой служил механиком-водителем Игнат Хоменко. Командиром у него был лейтенант Петр Вернигора.
Враг отчаянно сопротивлялся, пустил в ход танки, непрерывно вел огонь из орудий. Бой в самом разгаре. И вдруг кончились снаряды.
– Гусеницами будем давить фашистов, – предложил Вернигора.
Самоходки навалились на врага. Тут из-за укрытия ударил фашистский «тигр». Лейтенанта убило. Однако командирская машина продолжала давить огневые точки гитлеровцев.
Вскоре Хоменко перебило правую руку. Остановить самоходку нельзя – тогда все поймут, что командир погиб. Превозмогая боль, напрягая последние силы, действуя одной левой рукой, он продолжал вести машину, громя врага. И самоходчики с честью, до конца выполнили задачу.
Наш земляк погиб смертью храбрых за свободу и независимость нашей Родины в бою за город Черкассы.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1944 года Игнату Степановичу Хоменко посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Харрасова Муршида Хайрулловна родилась 20 октября 1923 года в городе Казани в семье рабочего. В 1940 году окончила 10 классов.
За плечами этой старательной и трудолюбивой женщины около сорока лет безупречной работы в Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова. Она из той категории женщин, которые на своих неокрепших плечах вынесли все тяжести военных лет. Когда началась война, ей не было еще и восемнадцати, но она уже работала электриком самостоятельно и выполняла сложные и весьма ответственные задания. Как и все работники цеха окончательной сборки, где решалась судьба всех сдаточных, фронтовых самолетов, Муршида Хайрулловна трудилась по 12 часов в сутки и, будучи человеком надёжным, никогда не уходила с рабочего места, не выполнив запланированного задания. Ей доверяли выполнение ответственных заданий, требующих мастерства, точности и безупречного качества, и она отлично справлялась с порученным объемом работ. Может быть, поэтому в коллективе сборочного цеха она пользовалась непререкаемым авторитетом.
После войны Муршида Хайрулловна сменила свою профессию на более женскую. Сначала работала старшей табельщицей, потом в 1949 году её перевели плановиком в планово - диспетчерское бюро. Природа одарила ее трудолюбием и покладистым характером. Дело для неё всегда было на первом месте. С одинаковым успехом могла выполнять самую разную работу, поэтому в 1974 году ее назначили техником по планированию. По специфике своей работы она приняла участие в освоении и изготовлении многих типов самолётов, выпускаемых предприятием.
Будучи, опытным специалистом своего дела, Муршида Хайрулловна, до ухода на заслуженный отдых, охотно помогала молодым начинающим плановикам и техникам.
За добросовестный труд ей неоднократно объявлялись благодарности, она была награждена медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг", Юбилейными медалями, Почетными грамотами.
Муршида Хайрулловна до сих пор находится в гуще событий: постоянно принимает участие во всех заводских мероприятиях. Не имея своих детей, часто посещает подшефные детский сад и детский дом, где дети трепетно слушают о нелёгкой судьбе ветерана!

За плечами у Вафии Зиннатулловны Шарафутдиной сорок лет безупречной, самоотверженной работы на Казанском авиационном заводе им. С.П. Горбунова. В трудовой книжке у этого труженика тыла одна единственная запись: о приеме в ноябре 1943 года на работу в авиационный завод. Далее одни благодарности и поощрения…
Вафия Зиннатулловна Шарафутдинова родилась 21 января 1928 года в семье крестьян – середняков в деревне Верхние Аты, Арского района, ТАССР.
В деревенской школе окончила 5 классов. В 1940 году семья Вафии Зиннатулловны вступила в колхоз и, она, будучи 12-летним ребенком, вместе с родителями в полную силу трудилась в колхозе. Работы были самые разные: она полола, косила, помогала механизаторам, словом была там, где не хватало рабочих рук. Выбирать особо не приходилось. Шла Великая Отечественная война, в ее родной деревне оставались только женщины, старики и дети. Впрочем, именно они и выполняли всю основную работу. Так продолжалось до 1943 года.
В ноябре 1943 года 15-летняя Вафия приехала в Казань, поступила в ФЗО, после окончания которого, начала работать в агрегатном цехе клёпальщицей. Конечно же, ей не пришлось воевать на фронтах Великой Отечественной, но она на своих хрупких плечах вынесла все тяжести суровых, военных лет.
Целых два года, эта хрупкая девочка - подросток вместе с взрослыми «ковала» Победу в тылу. Трудилась с полной самоотдачей, с каким-то внутренним ожесточением, показывая пример добросовестного отношения к делу. Входила в состав фронтовых бригад, которые работали по-особому, еще более ускоренному графику. Сутками не выходила с завода, зачастую голодала, но не оставляла рабочее место, не выполнив сменного задания. Поэтому ей так дорога медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 -1945гг». Это была ее первая награда – награда за вклад в Великую Победу.
В 1946 году Указом Президиума Верховного Совета СССР труженица тыла Вафия Зиннатулловна Шарафутдинова за добросовестный труд была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг».
После войны Вафия Зиннатулловна продолжала клепать агрегаты для военных и гражданских самолетов. Постоянно повышала свою квалификацию, осваивала новые виды клепально-сборочных работ, более усовершенствованные методы труда, которые позволили ей многократно перекрывать дневную выработку. Была наставником молодежи, умела таким же молодым, как она сама, быстро и доходчиво объяснять секреты клёпального дела.
По производственной необходимости, (завод в те годы интенсивно осваивал новые изделия, поэтому то и дело ощущалась нехватка тех или профессий) Вафия Зиннатулловна освоила профессию маляра, сверловщицы и при необходимости выполняла и эти работы, но клёпальное дело со своими вредными условиями труда было основным, любимым делом её жизни. Она осталась верна ей всю жизнь, хотя у этой трудолюбивой и добросовестной женщины было немало возможностей найти более легкую работу.
Так, труженица тыла Вафия Зиннатулловна Шарафутдинова клёпальщицей проработала до 1983 года, вплоть до ухода на заслуженный отдых.
Была ударником Коммунистического труда, её портрет не раз украшал Доску Почёта цеха, она награждена Почётным знаком «Ветеран труда», Почётными грамотами, ей неоднократно вручались денежные премии, ценные подарки, объявлялись благодарности.
Ольга Михайловна Ходарина родилась в 17 октября 1927 года в дер. Ар – Баран, Алексеевского района ТАССР.
В годы войны она вместе с взрослыми выполняла самые разнообразные работы. Дети военной поры взрослели быстро, и стремились ни в чём не уступать взрослым, иного выхода у них просто не было.
С 7 ноября 1944 года трудовая биография Ольги Михайловны Ходариной была тесно связана с Казанским авиационным заводом. После окончания ускоренных курсов фабрично-заводского училища она работала подручной клёпальщика, а потом клёпальщицей, сутками не выходя с завода, выполняла военные заказы: собирала необходимые подсборки для фронтовых самолетов, в короткие сроки освоила разные объёмы работ. По производственной необходимости работала комплектовщицей, нарядчицей, ей приходилось участвовать и в изготовлении новых изделий, выпускаемых заводом.
Жизнь не стоит на месте... Ольга Михайловна вышла замуж, родила детей, после декретного отпуска ей предложили освоить новую профессию. Будучи человеком обязательным, она сразу согласилась.
В декабре 1959 года Ольгу Михайловну перевели в строительно – ремонтный цех №46, и она начала осваивать профессию маляра. Работа была ей по душе, поэтому у неё всё получалось как нельзя лучше. Вскоре сдала на разряд и начала работать самостоятельно. В цехе её по праву называли знатоком своего дела и создателем красоты, ведь после её трудолюбивых рук нельзя было узнать не только комнаты, но и огромные производственные помещения.
Ольга Михайловна уверенно вошла в число лучших работников строительного цеха. В цехе ей не было равных. С неё брали пример не только молодые, но и кадровые работники. Ей, как правило, поручали особо срочные задания, от своевременного выполнения которых, порой зависел производственный план цеха. Все знали, на Ольгу Михайловну можно было положиться. По ее вине никогда не было срывов, задержек. Как бы ни было сложно, она всегда справлялась с порученным объёмом работ. Производственные задания труженик тыла перевыполняла на 160-170 процентов. Пятилетний план (1966-1970гг) сумела выполнить за три года 7 месяцев. Портрет передовика производства не раз был помещён на Доску Почёта. Ольга Михайловна была и активным рационализатором. В разные годы подала немало рацпредложений, направленных на улучшение качества и снижение себестоимости продукции. В каком бы коллективе она не трудилась, охотно делилась секретами своего профессионального мастерства с молодыми начинающими рабочими.
К примеру, в цехе №46 семь ее учеников быстро освоили профессию маляра, нашли своё место и в коллективе цеха и уверенно начали выполнять любое порученное дело. Конечно же, всегда добрым словом вспоминали своего первого наставника.
В коллективе цеха уважали и любили Ольгу Михайловну, как лучшего работника, общественника, и просто как надежного человека, которая всегда готова была прийти на помощь другим. Иначе она просто не могла.
Труженик тыла самоотверженно трудилась в цехе до июня 1987 года, до ухода на заслуженный отдых.
За высокие производственные успехи Ольге Михайловне Ходариной было присвоено высокое звание «Ударник коммунистического труда», она не раз награждалась Почётными Грамотами, ценными подарками, знаком «Победителя социалистического соревнования», медалью «За трудовую доблесть», а также Юбилейной медалью «За доблестный труд» в ознаменование 100- летия со дня рождения В.И. Ленина.
Вот такие замечательные, влюблённые в свое дело люди, писали новые строчки в трудовую летопись Казанского авиационного завода им. С. П. Горбунова в военные и послевоенные годы. Ольга Михайловна Ходарина только одна из них.
Фатыхов Ахмет Фатыхович родился 26 декабря 1926 года в деревне Ямбулат Тюлячинского района.
9 ноября 1943 году в 17 лет был призван на военную службу. Сначала всех новобранцев отправляли в Суслонгер, где они проходили обучение и подготовку.
Там же их и откармливали, доводили до положенного веса, потому что будущие солдаты были истощены. После шестимесячного обучения их погрузили в товарные вагоны и отправили через всю страну за отступающими немцами. Догнали их только в Польше. Здесь их разместили и оставили.
Бойцы все время готовились в наступление. Здесь Ахмет Фатыхович получил первое ранение. Ранение было легкое. Лечился в санитарном батальоне. Из-за легкого ранения его использовали в качестве охранника.
Затем опять направили на фронт.
Его определили в санитары. Во время наступления ранили его друга-пулеметчика, он оказал ему первую помощь и понес на себе до санитарной машины. Ранение было очень тяжелое, в живот. Солдат все время просил воды. Раненым в живот нельзя давать воды. Но друг очень просил, говорил, что все равно умрет. Ахмет положил его на шинель и поволок по болоту.
Двигались очень долго по болоту, немцы стреляли, брызги и грязь долетали до бойцов. Добрались до какого-то здания, там затаились немцы, началась перестрелка. Ахмет Фатыхович хорошо стрелял, поэтому сразу попал в немца. Наш герой выпустил все патроны в неприятеля. Потом появились санитары-носильщики, они забрали раненого.
Ахмет Фатыхович вернулся к своей части. До следующего наступления он служил в санбате. Потом было следующее серьезное ранение, после которого солдат не смог вернуться в строй. Его ранили в ноги. Он лечился полгода, затем его отправили в тыл в Байкальскую область. Из Горького он сопровождал технику, истребители, которую везли на Байкал. В качестве сопровождающего он служил до 1950 года.
Он демобилизовался и вернулся в родную деревню. В 1952 году поселился в Казани и устроился на КАПО им. Горбунова, где проработал 36 лет. В 1952 году же женился. У него родилось трое детей: 2 сына и одна дочь.
Сейчас у него 6 внуков и 3 правнука. Ахмету Фатыховичу исполнилось 93 года, он проживает в поселке Северном. Живет с сыном и невесткой.

Дата рождения Павла Кузьмича. 12 ноября 1924 года в селе Рогозино: «Мой дед Калистрат был крепостным крестьянином, барин проиграл его в карты, и дед с семьёй отправился к новому хозяину в Лаишевский район. Он был родом из села Клетни, от этого и пошла фамилия нашего рода.
Родители были землепашцами, после коллективизации вступили в колхоз. Я горжусь, что происхожу из крестьянского рода Клетнёвых, стараюсь во всём походить на своих предков».
Павел Кузьмич окончил семилетнюю школу в селе Смолдиярово: «Учился я старательно, тяга к знаниям была у меня с детства. Нашу учительницу Марью Ивановну мы считали второй матерью. В школе нас воспитывали и учили трудолюбию, дисциплине и порядочности».
После седьмого класса Павел Кузьмич переехал в Казань к старшему брату и устроился на 22 завод. На 22-м заводе работал слесарем на производстве станин для знаменитых "Катюш".
Шёл 1941 год, уже началась Великая Отечественная война. Павел Кузьмич проработал на заводе один год и ушёл на фронт.
В августе 1942 призван в армию в 4-й учебный артиллерийский полк (Горьковская область). Затем перевели на Урал. 7 ноября в Чебаркульской артиллерийской школе принял присягу, а 12 ноября молодому курсанту исполнилось 18 лет. После окончания школы направили под Ленинград в 1106-й артиллерийский полк. «По Ладожскому озеру мы перешли в блокадный Ленинград, вели контрбатарейную борьбу с немецкой артиллерией».
Награжден медалью за прорыв блокады Ленинграда.
В мае 1943 года самых грамотных отправили на офицерские артиллерийские курсы под Свердловск. А в июле 1943 года всех курсантов по всему Союзу по Сталинскому приказу призвали в ВДВ. «Но стали мы в итоге десантниками, нас готовили для заброски в тыл к немцам» Курсанта Клетнева распределили в 8-ю бригаду 9-й гвардейской Воздушно-десантной армии.
Преддесантную подготовку и минное дело проходил сначала в Ивановской области. Затем в составе 2-й бригады ВДВ под Коломной учился водить американские "виллисы". Под Калинином проходил парашютную подготовку в авиаполку знаменитой летчицы Валентины Гризадубовой. Получил звание гвардии сержанта. Командовал отделением. В 1944 году 9-ю армию перебросили в Белоруссию.
Павел Кузьмич Воевал в Венгрии, освобождал Вену (награжден медалью "За освобождение Вены"). День победы встретил в Чехословакии. Награжден "Орденом Великой Отечественной войны. За Победу над Германией".
После Войны служил в Венгрии. В декабре 1945 года армию перевели в Россию (Кострома), затем в Эстонию.
В марте 1947 года демобилизовался в Казань.
В 1948 году женился. Работал сначала в 8-й автороте шофером, затем 37 лет отдал Казанскому Электромеханическому заводу начальником транспортного отдела.
В 1953 году закончил заочно Горьковский автодорожный техникум...
В 77 лет Павел Кузьмич вышел на пенсию, сейчас он много занимается садоводством. Также он участвует в совете ветеранов, союзе десантников.
У Павла Кузьмича есть дети, внуки и правнуки. Наш герой пожелал своим потомкам быть людьми: «Человек – это звучит гордо. Нужно быть Человеком: порядочным, трудолюбивым, честным – с этого всё начитается».
Павел Кузьмич - убежденный коммунист, активный участник общественной работы и военно-патриотического воспитания, ветеранского движения, почетный десантник Казанского отделения Союза десантников России.
8 сентября 2012 года в канун своего 88-летия Павел Кузьмич совершил свой очередной прыжок с парашютом (в тандеме с инструктором).
Что бы вы хотели пожелать молодым солдатам?
Мое пожелание молодым солдатам одно - защищать честь Родины и беречь свою воинскую и мужскую честь.
Расскажите, как вы стали десантником?
В 1943 году я учился в артиллерийском училище, куда попал после участия в обороне блокадного Ленинграда. В это время вышел указ Сталина, чтобы всех курсантов со всего СССР направить в десантные войска.
Помните ли вы свой первый прыжок?
Несмотря на отсутствие опыта, никакого страха не было. Сначала прыгали с аэростата, который мы прозвали «колбасой». А после начались прыжки с самолета.
В каких боях довелось поучаствовать?
Нашу десантную армию из 500 ООО человек Сталин готовил для завершения войны. После обучения нас перевели в пехоту и отправили в Европу освобождать Венгрию, Австрию и Чехословакию, там остался мой сапог (смеется).
Чем запомнилось вам пребывание в Европе?
Однажды в Австрии, в Граце мы везли бензин. Дорогу не знали, пользовались немецкими картами. Подъехали к военной части, а ворота открывают английские солдаты. Думаю, ну все, попали мы. Ведь неизвестно, что они думают насчет нас. Говорю рядовым - готовьтесь, быстрее разворачивайте машины. А они нам, русским солдатам, дали по полному пакету продуктов и по паре комплектов белья.
Последний раз вы прыгнули с парашютом в 88 лет. Как отнеслись к этой затее родственники?
Разве меня отговоришь? (смеется). Все близкие отнеслись спокойно. Больше того, вместе со мной прыгала внучка Настя. На земле меня встречали наши ребята, десантники.
Отличается ли современная техника прыжков от той, которая была во время войны?
Сейчас парашюты усовершенствованы. Прежде они были перкалиевые, а сейчас все из шелка. Но основной принцип прыжков остался тем же. Сейчас на полигон приезжает немало ребят - многие волнуются перед первым прыжком. Я им говорю, зачем волноваться? Прыгнешь - парашют откроется сам.
Слатинская Райха Идиятулловна родилась 9 июля 1927 года в деревне Б.Кляри, Камско- Устьинского района ТАССР.
В 1936 году семья Слатинских переехала в город Казань. Когда началась война, Райха училась в школе №36, и вместе со своими одноклассниками мечтала о том, как конкретным делом помочь Родине. Вскоре 16-летней девушке представилась такая возможность. В 1943 году она устроилась на Казанский авиационный завод им. С. П. Горбунова подготовителем работ в агрегатный цех. Вместе с кадровыми работниками завода день и ночь трудилась над выполнением фронтовых заданий. Заветные слова «Всё для фронта, всё для Победы» стали и ее ежедневным девизом, она никогда не покидала свое рабочее место, не выполнив запланированного задания и не обеспечив рабочих всем необходимым. Поэтому к ней в цехе, несмотря на юный возраст, все относились с большим уважением и любовью.
Изготавливать самолеты и все необходимое для их сборки пришлось Райхе по душе, поэтому она решила полностью посвятить себя авиастроению.
Особенно ей нравилась профессия инженера - конструктора, поэтому в 1952 году она окончила курсы конструкторов. Без отрыва от производства продолжала обучаться в вечерней школе рабочей молодежи. В 1966 году успешно окончила и вечерний авиационный техникум.
В 1971 году Райха Идиятулловна перешла работать во Всесоюзный научно – исследовательский институт по технологии насосного машиностроения и там получила дополнительное образование нормоконтролёра конструкторской документации на курсах повышения квалификации. Будучи квалифицированным специалистом и имея хорошие теоретические знания, практические навыки работы постоянно повышала свой профессиональный уровень и в 1974 году окончила Всесоюзный институт стандартизации и метрологии (ВИСМ).
В 1977 году Райха Идиятулловна вернулась на завод. За период работы зарекомендовала себя как грамотный знающий свое дело специалист, к работе относилась с полной ответственностью, все возникающие вопросы решала в срок и с хорошим качеством.
Несмотря на занятость трудоемкой творческой работой, Слатинская Райха Идиятулловна находила время и для общественной работы, была в гуще всех событий, по мере сил охотно помогала другим решать все возникающие проблемы. Пока работала, являлась профоргом своего бюро, продолжала заниматься общественной работой и после выхода на пенсию.
За долголетний труд Райха Идиятулловна награждена медалью "За доблестный труд в Великую Отечественную войну в 1941-1945гг", "Ветеран труда", юбилейными медалями, нагрудным знаком "Ударник коммунистического труда", Почетными грамотами, медалью "В память 1000-летия Казани".
Кавалеру Ордена Отечественной войны второй степени Загире Багмановне Маховой не было и семнадцати, когда она вместе со своей подругой по комсомольской путёвке ушла на фронт. Обеих отправили в зенитную батарею, охранять береговую оборону Северного флота. Правда, до этого были ускоренные курсы телефонистов.
Сколько лет прошло с тех пор, но те незабываемые, суровые дни войны, связанные с островом Кильдин в 1,5 километрах от Кольского полуострова, по сей день тревожат память, и нет- нет, да всплывают перед глазами до боли знакомые лица боевых подруг, строгих, но заботливых командиров.
Именно здесь она получила первое свое ранение…
Тогда, неожиданно для всех, началась страшная бомбежка, от неожиданности Загиря свалилась в глубокую воронку от снаряда и , почувствовав дикую боль в руке, потеряла сознание. Так что служба на острове Кильдин для неё началась с госпиталя. Дальше служба шла своим чередом. Она в совершенстве освоила свою военную профессию, почти с закрытыми глазами находила обрывы на линиях и устраняла неполадки, а непрерывные бомбёжки её уже больше не пугали.
Известие о долгожданной Победе пришло ночью. Все вышли из землянок, стали смеяться, плакать, танцевать от радости, тот час же заработала полевая кухня.
С острова Кильдин их вывезли только в ноябре 1945 года.
После приезда в Казань, для юной фронтовички начались трудовые будни. Она сменила военную гимнастерку на простое платье, устроилась гальваником в цех №29 и проработала там вплоть до выхода на заслуженный отдых.
За трудовые заслуги Загиря Багмановна Махова была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Аникин Николай Степанович родился 28.10.1926 года в деревне Кривая Лука Шацкого района Рязанской области.
Окончил сельскую начальную школу в 1938 году. До 1941 года работал в колхозе. В 1941 году поступил в ремесленное училище в г. Москва, а когда началась война ремесленное училище было эвакуировано в г. Казань.
В Казани его ждала работа на авиационном заводе. С 1941 года по 1943 год учился в ремесленном училище учеником фрезеровщика. В течение двух лет он каждый день по четыре часа учился, а следующие четыре часа проходил практику за станком. Первое время голодному и истощённому мальчишке трудно было справляться с заданиями. Но скоро ребят откормили овсянкой с подсолнечным маслом, и Николай Степанович стал настоящим стахановцем в цехе №34, где и проработал всю жизнь до ухода на заслуженный отдых 27.10.1986 года.
Во время войны с завода почти не уходили. Работали, как одержимые. Пришлось осваивать новые изделия на «пешки». Ведь тогда завод выпускал по 10-12 самолётов в сутки. Война, наверно, наложила свой суровый отпечаток на их серьёзные, не по годам, лица. Поэтому, когда лётные экипажи приезжали на завод за самолётами, они во время митингов, какой-то внутренней болью молча разглядывали их. Ласково называли «сынками», рассказывали, как нужны самолёты фронту. Это ребят здорово подстёгивало. Изготавливал он ответственные детали для шасси самолёта.
За время работы Н.С. Аникин показал себя только с хорошей стороны, как исполнительный и дисциплинированный работник.
В 1945 году был награждён Президиумом Верховного Совета СССР медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Так же самоотверженно Аникин Н.С. трудился и в мирное время в своём родном коллективе. Осваивал новые объёмы, обучал молодёжь своей профессии.
За долголетнюю и безупречную работу фрезеровщику цеха №34 Аникину Николаю Степановичу много раз были объявлены благодарности с занесением в трудовую книжку.
10.06.1977 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Аникин Н.С. был награждён медалью «за Трудовую доблесть».
Уходил на пенсию зуборезчиком. Был незаменимым специалистом своего дела, наставником молодёжи и до сих пор ветеран не теряет связи с заводом, часто выступает перед молодёжью предприятия.
Ведь ветерану труда есть, что вспомнить и есть, что рассказать…
В 1942 году в небольшом украинском городке, захваченном немцами, они остались одни – отец на фронте, мать умерла. Две сестры, двойняшки, две семилетних еврейских девочки, Муся и Геня. Как они жили, как выжили в оккупированном городе? Геня, более решительная, волевая, скрывая волнение, рассказывает о подробностях тех дней.
– Столько лет прошло, но детали не стираются из памяти, – говорит она. – Помню все, как будто фотографии смотрю или кино…
А Муся, более мягкая, лиричная, слез сдержать не может, слушая рассказ сестры…
Сначала они жили одни, в своей старой комнате. Что ели? Соседи жалели, подкармливали беспризорных девчонок. В столовой, где питались немцы-офицеры сердобольные официантки оставляли сестрам объедки. Да еще спасало то, что было лето, а на Украине фрукты-овощи едва не на улице растут.
Потом из дома их выгнали – просторная комната в центре города понравилась какому-то немцу. Они остались без крова.
Потом во время облавы из поймали и отправили в приют для бездомных детей.
– Евреи, русские, украинцы, были даже немецкие дети брошенные, – вспоминает Геня, – загнали нас в здание бывшего госпиталя. Большой такой зал, и нары деревянные, от стены до стены. Там мы и спали, как селедки в банке.
Воспитатели и немецкие учителя учили языку – готовили для отправки в Германию. Хлеба почти не давали, кормили горохом: чеплашки такие железные, а в них водичка и шкурки от гороха плавают. Дети умирали каждый день. Но никого не хоронили. Там через дорогу был дом кирпичный с подвалом. Туда тела и сбрасывали…
За малейшее непослушание немцы наказывали: поставят на колени у дверей и бьют линейкой по рукам, пока ладошка у ребенка не опухнет. Муся настырная, на зло на уроки опаздывала, ей частенько попадало как сидоровой козе. Немец её бьет, а я сижу плачу, а кричать боюсь…
И все время боялись, что вот сейчас угонят в Германию. А еще больше, что отправят кого-то одного, у меня с немецким хорошо было, а Муся отставала. Но повезло, наши пришли раньше.
Когда рассказываю обо всем этом, мне не верят: как же вы выжили? Нас, видимо, Господь Бог вывел…
В 1944-м, когда наши освободили город, девчонки опять остались беспризорными. Но ненадолго. Их отправили в Биробиджан, в детский дом. В 14 лет Геня поступила в ремесленное училище, а после устроилась на авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре, где и проработала 50 лет (40 лет – фрезеровщицей в 25-м цехе, потом в 60-м). Вскоре и сестру перевезла в город, Муся отдала авиастроению 53 года (30 лет – в малярном отделении 30-го цеха, потом трудилась в цехе № 10).
Анна Даниловна Рябова, участница трудового фронта. Она родилась в 1926 году, отец умер рано, детей воспитывала одна мама. Учиться ей пришлось всего четыре года, потом началась война.
- Старшего брата сразу забрали в армию, - вспоминает Анна Даниловна, - кормить семью стало некому. Пришлось мне идти работать в колхоз.
Худенькая девчушка, она работала в поле наравне со взрослыми. Все четыре военных года. А после основной работы сельчане еще катали валенки, шили рукавицы… Все эти теплые вещи отправляли на фронт, чтобы хотя как-то помочь нашим солдатам.
В 1946 году, после приезда в Комсомольск-на-Амуре, она устроилась на авиационный завод.
- Я очень хотела быть клепальщицей, - рассказывает Анна Даниловна. – Только и думала, как бы мне научиться работать получше, я так гордилась, что буду делать самолеты. И вам желаю – чтобы вы сами выбирали себе жизнь, привыкали к работе, которая будет вам по душе.
Михаил Тимофеевич Сушко, участник Великой Отечественной войны.
Он родился в 1927 году в поселке Серышево Амурской области.
Когда началась война, он уже работал в колхозе. С первых дней боевых действий взрослых призвали в армию, для нужд Красной Армии мобилизовали 40 лошадей, два трактора и два грузовика - практически весь колхозный транспорт. Остались в колхозе старики, женщины да дети. Мальчишки, конечно, и раньше родителям помогали в летнюю страду. А теперь им пришлось основную работу брать на себя – стога метать в сенокос, убирать созревшую пшеницу. А как работать без тракторов?
- Комбайны «Коммунар» не самоходные, без тягловой силы механизм бесполезный, - вспоминает Михаил Тимофеевич. – Пришлось тогда запрягать по шесть лошадей в упряжку и к ним прицеплять комбайны. Боялись, что до заморозков не успеем убрать пшеницу. Все школьники до ноября в поле работали: жали пшеницу серпами, колоски собирали. Убрали хлеб.
В 1945 году, когда Михаилу исполнилось восемнадцать, его призвали в армию. Служил в войсках НКВД на бронепоезде, который охранял армейские тылы, железную дорогу от Читы до Комсомольска-на-Амуре. После войны бронепоезд принял под охрану Комсомольский авиазавод. Там Михаил Тимофеевич служил до 1951 года. Затем устроился на завод уже рабочим и более полувека отработал сборщиком- клепальщиком.
Михаил Тимофеевич Сушко награжден орденом «Отечественной войны II степени», медалями «За победу над Японией», «За победу над Германией».
Алексей Павлович Беляев родился в 1925 году в городе Тетюши Татарской АССР. О начале Великой Отечественной войны узнал в дороге по пути в Комсомольск-на-Амуре. Ехали, чтобы лично убедиться - действительно ли, там на другом конце страны так хорошо, как в своих письмах писал брат, который проходил на Дальнем Востоке армейскую службу.
На новом месте Алексей Павлович устроился на судостроительный завод в отдел рабочего снабжения разнорабочим.
В феврале 1943 года Алексея призвали в Красную Армию.
- Я ожидал, что тут же направлюсь на фронт, - вспоминает А.П. Беляев. - Но меня ждал запасной полк в Бикине. Первую неделю службы я провел за разгрузкой вагонов на железной дороге.
Вскоре Алексея и еще двух его сослуживцев выбрали для службы в Управлении контрразведки СМЕРШ Второго Дальневосточного фронта.
К службе Алексей Павлович относился серьезно и вскоре стал отличником политической и физической подготовки.
С августа 1945 года Алексей Павлович принимал непосредственное участие в боевых действиях в войне против милитаристской Японии.
- В ночь с восьмого на девятое августа 1945 года нас перебросили в Манчжурию, город Туньцзян, выполнять оперативно-розыскные задания - обезвреживать японских диверсантов, - вспоминает он.
В один из дней оперативная группа из 4-х человек, в числе которых был и Беляев, разоружила и захватила сопротивляющуюся банду японских шпионов и диверсантов в составе 18 человек. И таких дней было немало.
После войны Беляев продолжал нести службу на Сахалине. В июле 1949 года он демобилизовался и вернулся в Комсомольск-на-Амуре. Поступил работать на авиационный завод, где и проработал 53 года.
Алексей Павлович Беляев награжден медалями «За Победу над Германией», «За Победу над Японией» и «За боевые заслуги».
Николай Яковлевич Черноиванов, 1927 года рождения, был призван в армию в 1944 году и направлен в 4-й стрелковый полк, располагавшийся в Тамбове.
Окончил полковую школу и в звании сержанта был переведен в Читинскую область в пограничный город Борзя. В начале войны с Японией полк в качестве десантного был передан в танковую дивизию. Николай Яковлевич в составе полка прошел по Маньчжурии, брал город Хайлар, прошел через Хинганский перевал.
- После капитуляции Японии, - рассказывал Николай Яковлевич, - служил на Сахалине, потом на Курилах, остров Итуруп. В 1951 году демобилизовался в звании сержанта, приехал в Совгавань, а через год в город Комсомольск-на-Амуре. Здесь поступил на авиационный завод и работал там более 30 лет до ухода на пенсию.
Непосредственно в боях с японцами Николаю Яковлевичу не пришлось участвовать, но воинская часть, в которой он служил, все время была настороже, готовая предотвратить любую враждебную вылазку самураев.
За японскую кампанию Николай Яковлевич награжден медалью «За Победу над Японией», а за трудовую деятельность на авиационном заводе - орденом «Трудового Красного Знамени» и медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», многими юбилейными медалями.